«Ақмола облысы білім басқармасының Ақкөл ауданы бойынша білім бөлімінің жаныңдағы Ақкөл қаласының балалар-жасөспірімдер шығармашылық орталығы» мемлекеттік коммуналдық қазыналық кәсіпорны
Государственное коммунальное казенное предприятие «Центр детско-юношеского творчества города Акколь при отделе  образования по Аккольскому  району управления образования Акмолинской области»  

https://instagram.com/ddt_akkol?igshid=1j8ub1kblb0z3

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

"Турист" студиясының ашық сабағының жоспар-конспектісі

План-конспект открытого занятия Раздел: Горный туризм ФИО педагога Казаченко Александр Валерьевич Студия ТУРИСТ Дата 10.10.24 Присутствующие По набору Отсутствующие - Тема урока Полиспаст Цели обучения в соответствии с учебной программой Понимать основы туристского дела, знать способы наведения полиспаста Цели урока Ознакомить учеников с основами горного туризма. Ход занятий Действия педагога Полиспаст — это метод сборки и работы снаряжения, позволяющий в несколько раз увеличить усилие при натяжении верёвки или при перемещении груза. Полиспаст работает по принципу рычага — выигрывает в силе за счёт потери в расстоянии. Для создания полиспаста используется огибающая ролики или карабины верёвка, зажимы и страховочно-спусковые устройства. Указанная в энциклопедии сила полиспаста — это его теоретически возможный выигрыш в усилии. В реальной работе неизбежны потери на трение, поэтому на практике полиспаст всегда слабее теоретического значения. Правила полиспаста Правило полиспаста №1 Выигрыш в усилии дают только движущиеся ролики, закреплённые на грузе Неподвижные ролики служат лишь для изменения направления движения верёвки и выигрыша в усилии не дают. Если закрепить верёвку на грузе, перекинуть её через неподвижный, закреплённый на станции ролик и потянуть вниз, то для поднятия груза необходимо приложить усилие, равное массе груза: Выигрыша в усилии нет. Чтобы поднять груз на 1 метр, кончик верёвки также должен пройти 1 метр. Это — схема 1:1 В этой схеме нагрузка на станцию — 200 кг. Если закрепить верёвку на станции и пропустить её через ролик на грузе, для поднятия груза необходимо усилие в 2 раза меньшее, чем его масса: Выигрыш в усилии — 2:1. В этой схеме ролик подвижный, потому что он движется вверх вместе с грузом. Чтобы поднять груз на 1 метр, кончику верёвки необходимо переместиться на 2 метра. Это — схема самого простого полиспаста 2:1 Растяжение верёвки в расчёт не берётся. В этой схеме нагрузка на станцию — 50 кг. Правило полиспаста №2 Во сколько раз выигрываем в усилии — во столько же раз проигрываем в расстоянии Если в полиспасте 2:1 на каждый метр подъёма груза нужно протянуть через систему 2 метра верёвки, то в полиспасте 6:1 – 6 метров верёвки. Чем «сильнее» полиспаст, тем медленнее поднимается груз. Уточнить Правило полиспаста №3 Фактор тяги не должен быть выше 12 Фактор тяги полиспаста — число, полученное умножением теоретического выигрыша полиспаста на количество тянущих полиспаст человек. Это значит, что полиспаст 3:1 должны тянуть не более 4 человек, полиспаст 2:1 – не более 6 человек. Следование этому правилу помогает предотвратить появление чрезмерной нагрузки на элементы снаряжения, задействованные в работе полиспаста. При правильном проектировании прыжковых систем нет необходимости выходить за пределы, или даже приближаться к значению фактора тяги 12. Элементы полиспаста Станция Место крепления неподвижных роликов или фиксаторов обратного хода: На рисунках — полиспасты 3:1 Правила подсчёта силы любого полиспаста можно изучить по ссылкам в конце этой статьи. Ролик Элемент полиспаста, огибаемый верёвкой. Фиксатор обратного хода Устройство, фиксирующее выбранную полиспастом верёвку в неподвижном состоянии. В роупджампинге самые популярные фиксаторы — Grigri и Pro Traxion. Если в качестве фиксатора работает Grigri, то это – «гришевый полиспаст». В теме «Страховочно-спусковые устройства» оговаривалось, что во всей энциклопедии употребление слова Grigri означает возможность использования Rig, ID и аналогичных устройств. В роупджампинге с помощью «гришевого полиспаста» совершается большинство действий, требующих использования полиспаста. Нюансам работы с «гришевым полиспастом» в энциклопедии посвящена целая тема. Например, там есть интересная модернизация под названием «Гришевая уздечка» Зажим Средство присоединения подвижного ролика к верёвке: В качестве груза здесь может выступать как сам груз, так и обратная реакция натягиваемой верёвки. В энциклопедии под словом «груз» подразумеваются оба варианта. Рабочая длина полиспаста _____________________________________________________________________ Рабочая длина полиспаста — это расстояние от станции до ближайшего к грузу подвижного ролика. В варианте с зажимом, рабочая длина полиспаста зачастую ограничена размерами рабочей площадки: Даже если размер площадки не ограничен, существует оптимальное расстояние, на которое имеет смысл отодвигать зажим от станции. Если отодвинуть зажим слишком далеко, то при вытягивании полиспаста ощутимая часть усилий будет уходить на растяжение верёвки между тянущими людьми и станцией. Верёвка пружинит, люди зря тратят силы. «Дубовая статика» диаметром 11 мм пружинит меньше, новая верёвка 9-10 мм или репшнур — больше. Если зажим отодвигается недалеко от станции – полиспаст придётся слишком часто перезаряжать. В итоге, оптимальное расстояние отодвигания зажима от станции зависит от свойств верёвки и от размера площадки. Если нагрузка небольшая, удобнее растянуть полиспаст на большое расстояние и одним заходом вытянуть много верёвки. Когда натяжение увеличивается — потери пружинящей верёвки становятся ощутимы. В таком случае рабочую длину полиспаста стоит сократить — не отодвигать его далеко. Рабочий ход полиспаста Рабочий ход полиспаста — это расстояние, которое пройдёт ближайший к грузу подвижный ролик, пока ближний к тянущему человеку ролик не упрётся в станцию. На это же расстояние продвинется и груз (растянется верёвка). В «гришевом полиспасте» 3:1 всего один ролик. Он является и ближайшим к зажиму роликом, и ближайшим к тянущему человеку роликом. Поэтому в «гришевом полиспасте» рабочий ход равен рабочей длине. Такой полиспаст складывается полностью – ролик вплотную подойдёт к станции: В полиспасте 6:1 ролик, находящийся ближе к человеку, тянущему за верёвку, и ближайший к грузу ролик – не одно и то же. Зелёный ролик упрётся в станцию раньше, чем к ней подойдёт красный ролик: Расстояние, которой прошёл красный ролик — и есть рабочий ход полиспаста. Чем сложнее полиспаст, тем меньше его рабочий ход. Полиспасты для роупджампинга Разновидностей полиспастов очень много. Я отобрал 6 вариантов, перекрывающих практически все потребности роупджампинга: Простые полиспасты 2:1 и 3:1 Складываются за один рабочий ход. Дают самый быстрый подъём с минимальным количеством перезарядок полиспаста: Сложный полиспаст 6:1 Сложный полиспаст – это система, в которой один простой полиспаст тянет за другой простой полиспаст. Сила сложного полиспаста рассчитывается умножением сил простых полиспастов. Чтобы из полиспаста 3:1 сделать полиспаст 6:1, к нему добавляется простой полиспаст 2:1. Полиспаст 2:1 можно сделать с использованием дополнительного отрезка верёвки или из хвоста той же верёвки, которую тянут: В работе с полиспастами часто приходится переходить от слабого полиспаста к сильному полиспасту и наоборот. Например, при натягивании длинной базы. Вначале её легко тянуть полиспастом 3:1, а дотягивать приходится полиспастом 6:1. В таком случае начинают со схемы 3:1. Добавлением одного ролика, одного зажима и карабина получают схему 6:1. Полиспаст 2:1 — это «палочка-выручалочка», которая в нужный момент приходит на помощь полиспасту 3:1. Комбинация этих двух вариантов — самый практичный и часто применяемый полиспаст в роупджампинге. При добавлении ещё одного ролика и карабина получается полиспаст 9:1 Сложный полиспаст 9:1 Здесь один простой полиспаст 3:1 тянет второй простой полиспаст 3:1. Вариант, сделанный из одной верёвки: Перейти от полиспаста 3:1 к полиспасту 9:1 и обратно можно напрямую, минуя стадию 6:1 В моей практике роупджампинга ни разу не возникла надобность в использовании такого сильного полиспаста. Всегда хватало людей, чтобы вытянуть даже очень длинные базы полиспастом 6:1. Но если вы оказались один, 9:1 может пригодиться. Улучшение «складываемости» сложного полиспаста Чтобы сложный полиспаст плотнее складывался на каждом рабочем ходе и требовал меньше циклов перезарядки, необходимо разнести друг от друга станции простых полиспастов, входящих в состав сложного. Вариант для полиспаста 9:1: В полиспасте 6:1 на дальнее дерево устанавливается «палочка-выручалочка» 2:1. Комплексный полиспаст 5:1, который можно тянуть от станции Рассмотренные выше 4 варианта подразумевают вытягивание полиспаста по направлению к станции. Иногда это не удобно. Например, на висячей станции, где силы полиспаста 3:1 уже не хватает. Добавлением «палочки-выручалочки» 2:1 можно перейти к полиспасту 6:1. Вися на самостраховке, передвинуть ведущий зажим без специальных приспособлений можно только на длину вытянутых рук — поэтому полиспаст приходится очень часто перезаряжать. И перезаряжать, и тянуть полиспаст приходится в неудобном положении, вполоборота от стены: Если применить комплексный полиспаст 5:1, во время вытягивания верёвки можно не оборачиваться. Ценность такого варианта — возможность себе помогать, отталкиваясь ногами от поверхности объекта или работая корпусом: Отличительная особенность комплексных полиспастов – наличие в системе роликов, движущихся навстречу грузу. Недостатки комплексных полиспастов подобны недостаткам сложных полиспастов: они не складываются полностью, имеют малый рабочий ход и требуют частой перезарядки. Если нагрузка приходит не сбоку, а снизу — тянуть снизу-вверх и часто перезаряжать полиспаст 6:1 совсем не удобно: При использовании комплексного полиспаста 5:1, помимо удобства вытягивания верёвки вниз, появляется вариант использовать вес тела. Можно встать ногой на петлю из верёвки или поставить на верёвку ещё один зажим с лесенкой: Қосымша ақпарат/Дополнительная информация Саралау/Дифференциация Дифференциация по индивидуально-физиологическим особенностям _______________________________ Внутриклассная дифференциация учащихся Дифференцирование результатов _______________________________________ Бағалау/Оценивание Критериальное оценивание Формативное оценивание __________________________ Өмір қауіпсіздігінің негіздері/ОБЖ Мұғалім рефлексиясы/ Рефлексия учителя Сабақтың мақсаттары/оқу мақсаттары нақты болды ма? Были ли цели урока/учебные цели реалистичными? ___________________________________________________________________________________ Оқушылар бүгін нені үйренді? Чему учащиеся научились сегодня? ____________________________________________________________________________________ Сабақ деңгейі қандай болды? Какова была атмосфера на уроке? ____________________________________________________________________________________ Сараланған тәсіл дұрыс қолданылды ма? Правильно ли был использован дифференцированный подход? ___________________________________________________________________________________ Сабақтың барлық кезеңдерін бөлінген уақыт бойынша өткіздім бе? Все ли этапы урока я провел(а) по отведенному времени? ___________________________________________________________________________________ Сабақ барысында мен сынып туралы немесе жеке оқушылардың жұмысы туралы не білдім, бұл менің жұмысыма көмектеседі ме? Что я узнал(а) за время проведения урока о классе или о работе отдельных учащихся такого, что поможет мне в моей работе? ___________________________________________________________________________________
Жаңартылған күні: 18.11.2024 15:50
Құрылған күні: 18.11.2024 15:50

Текст